RU EN

Пн.-Пт.: 1000-1900

Email: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

08.04.2022

В современном патентном праве в отношениях по поводу получения и дальнейшего использования патента участвуют патентообладатель, государство и третьи лица, в то время как права и интересы изобретателя существуют отдельно. В процессе становления и развития патентного законодательства большинства стран более 70 процентов патентов выдавалось не изобретателям, а иным лицам, что не позволяет считать патентное право правом изобретателя.

Целью привычной для нас патентной системы, создание которой началось в Англии, а позднее и в других западных странах и в России, является не защита прав изобретателя, а систематическое и основанное на законе развитие промышленного производства путем выдачи монополий на технико-экономические новшества.

В Англии привилегии (в современном понимании - патенты) изначально выдавались монархом  исключительно по желанию и позднее - различными представителями короны. Первоначально нормы об изобретениях появились в Англии в виде статута, а позднее развивались постановлениями судов и палаты лордов. В соответствии с действовавшими нормами несмотря на то, что прошение о привилегии подавалось от имени «действительного и первого изобретателя», испрашиваться патент мог на иное лицо (патентодержателя), то есть распоряжаться монополией могло лицо, на чье имя она была выдана, кем зачастую не был сам изобретатель. Принятый после Всемирной выставки в Лондоне в 1853 году новый английский статут о патентах  ввел временную правовую охрану изобретения в течение 6 месяцев с момента подачи заявки и учредил патентное ведомство, которое публиковало выданные патенты. Современная английская патентная система сохранила многие черты этого закона. 

В США появлению норм об охране изобретений способствовало быстрое развитие промышленности после отделения от метрополии. В 1790 г. был принят закон о патентах, а после заменивший его закон 1793 года, предусматривавший явочный порядок выдачи патентов. В 1836 году Конгресс США учредил патентное ведомство, а также ввел требование экспертизы заявок на изобретение, которая должна была устанавливать соответствие условиям новизны, полезности и важности изобретения (сегодня вместо последнего действует требование изобретательского уровня). Патент выдавался лицу, которое клятвой заверяло, что оно является «действительным и первым изобретателем». Такое законодательное регулирование предопределило то, что США долгие годы оставались страной с «культом изобретателя», а национальная патентная система развивалась по принципу «первого изобретателя», а не «первого заявителя». И по сей день заявку на патент в США может подать только сам изобретатель, а в случае уступки им своего права заявителю необходимо представить ведомство подтверждающий документ по такой сделке.

Во Франции до 1762 года привилегии выдавались по усмотрению и на условиях короля и нормативно не регулировались. Поэтому привилегии на технические новшества выдавались не только и не столько изобретателям, сколько просителям, которые могли в силу своего положения или связей рассчитывать на монаршую милость. Эдикт 1762 года хоть и устранил произвольность воли монарха, но по-настоящему патентное право получило развитие с принятия патентного закона 1791 года, в соответствии с которым патенты начали выдаваться лицу, указавшему, что он является автором изобретения в заявке, либо правопреемнику такого лица.

В России первый закон о привилегиях появился 17 июня 1812 года и был изложен в полном собрании законов Российской империи как манифест о привилегиях на разные  изобретения и открытия в художествах и ремеслах.  Это  один из первых  законов в мире, который предусматривал систему выдачи патента после проведения обязательного «предварительного исследования изобретения», т. е. по результатам экспертизы патентоспособности заявленного объекта. Согласно закону патент на изобретение, созданное в России, выдавался заявителю, при этом в заявке обязательно указывалось имя изобретателя. Также указанный закон предусматривал возможность доказывания «факта более раннего изобретения» иным лицом в суде. 

Примечательно, что возникшая в XIX веке международная система охраны изобретений, которая основывалась на Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года, также оперировала категориями прав заявителя, но не изобретателя. Ключевым моментом в правиле «первого заявителя» была правовая определенность получаемого заявителем титула.

Еще в 1902 году в России (которая на тот момент не участвовала в Парижской конвенции) на особенность системы «первый заявитель» в сравнении с системой «первый изобретатель» уже указывали российские правоведы, в частности В.Д. Катков, отмечая, что выдача патента не изобретателю, возможная в российской патентной системе, может и несправедлива, но является целесообразной, а иначе патентная система будет очень громоздкой, как в США, где «выясняют, кто является первым изобретателем». 

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает выдачу патента (при условии патентоспособности изобретения и уплаты необходимых пошлин) в бесспорном порядке. В случае возникновении спора о праве авторства и праве на патента он может быть рассмотрен в порядке искового производства.

Таким образом, патентное право как право государственных привилегий (монополий) возникло как в России, так и в большинстве других государств в виде права патентообладателя, которым сейчас чаще всего является работодатель изобретателя или инвестор проекта). Изобретатель становился патентообладателем в абсолютном меньшинстве случаев (менее 20-30 процентов). Сравнительно-правовой и исторический анализ показывает, что указанное соотношение сложилось исторически и до сих пор отражает тенденцию патентного права как монопольного права патентообладателя. 

Новые публикации в нашем Блоге

Обратная связь

* - обязательные поля