Кириллица в приоритете: что меняется для бизнеса с марта 2026 г.
Анастасия ЗАЛЕСОВА, LL.M. IP (Munich), патентный поверенный РФ, старший юрист Патентно-правовой фирмы «А.Залесов и партнеры»
Российский публичный ландшафт ждут радикальные перемены с марта 2026 г. Закон No 168-ФЗ1 требует обязательного использования русского языка для всей информации, с которой потребители знакомятся публично (вывески, указатели, схемы, за редким исключением), а также для названий объектов долевого строительства. Параллельно закон усиливает поддержку русского языка за рубежом (действует с июня 2025 г.). Главная головная боль для бизнеса, по мнению опрошенных «ЭЖ- Юристом» экспертов — дополнительные расходы на смену вывесок и необходимость дублировать кириллицей коммерческие обозначения, а также риски при регистрации иностранных слов в качестве товарных знаков.
Закон вводит три ключевые новеллы:
1. С 01.03.2026 вся информация для потребителей, с которой можно публично ознакомиться (вывески, указатели, таблички, навигационные схемы и др.), за исключением рекламных конструкций, должна подаваться на русском языке. Такая информация также может быть дана на государственных языках республик и иных языках народов РФ. Иностранный текст допустим лишь как дословный дубликат, равнозначный по содержанию.
Данное требование не распространяется на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, а также случаи, подпадающие под технические регламенты или иные федеральные нормы. Однако коммерческие обозначения не подпадают под исключение и должны быть оформлены кириллицей.
2. С 01.03.2026 названия объектов долевого строительства и малоэтажных жилых комплексов, используемые в рекламе и договорных документах, должны писаться только кириллицей. Данное правило не распространяется на объекты, введенные в эксплуатацию до официального опубликования закона.
3. С 24.06.2025 вступили в силу изменения в Основы законодательства РФ о культуре от 09.10.92 No 3612-1 и Федеральный закон от 24.05.99 No 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»: государство принимает на себя обязательства всесторонне поддерживать соотечественников, укреплять позиции русского языка, содействовать созданию культурных центров за рубежом и сохранению общероссийской культурной идентичности.
В совокупности закон No 168-ФЗ закрепляет приоритет кириллицы во внешней визуальной среде торговли и строительства, одновременно усиливая культурно-языковую поддержку российских соотечественников за границей.
С точки зрения появления нового требования о кириллице, закон материализует обязанность государства «охранять и поддерживать русский язык как государственный», как установлено ст. 68 Конституции РФ. Также данное требование делает городскую навигацию проще — единая кириллическая база названий облегчает интеграцию данных в ГИС-системах, навигаторах и государственных реестрах.
Помимо этого, информация о товарах и услугах станет одинаково понятной для всех граждан (включая тех, кто не знает иностранных языков).
С другой стороны, на предпринимателей ложится финансовое бремя внесения изменений для оформления информации на кириллице (например, демонтаж старой конструкции, разработку кириллического макета, изготовление и монтаж новой вывески). Также возрастут затраты на регистрацию обозначений на иностранном языке в качестве товарных знаков, если они захотят сохранить такую информацию на иностранном языке (если использовалось коммерческое обозначение, на- пример). Тут стоит отметить, что подп.1 п. 3 ст.1483 ГК РФ запрещает регистрацию обозначений, не обладающих различительной способностью или ставших общеупотребительными — на рынке уже существует множество однотипных английских слов (например, coffeeshop, shop, market, beauty). В результате предприниматели могут столкнуться с тем, что:
- чем распространеннее слово, тем выше вероятность отказа в регистрации в качестве товарного знака из-за отсутствия различительной способности;
- при наличии ранее зарегистрированных сходных знаков Роспатент применяет правило «первенства» — кто первый подал заявку, тому и предоставляется правовая охрана для выбранных/однородных товаров и услуг;
- предпринимателю придется добавлять отличительные элементы (логотип, графику, неочевидные словосочетания) или переходить на кириллицу.
1 Федеральный закон от 24.06.2025 No 168-ФЗ.